Главная Блог Как вызвать у ребёнка интерес к учёбе: практические советы от психолога

Как вызвать у ребёнка интерес к учёбе: практические советы от психолога

22.07.2025
244
21 мин.
22.07.2025
244
21 мин.

И похоже, этот прогноз уже начал сбываться, потому что обучение стало более доступным, и сейчас с помощью интернета можно получить даже высшее образование.    

Но вот парадокс: возможностей и направлений всё больше, а мотивации и желания учиться у детей всё меньше. 

И перед современными учителями и родителями стоит сложная задача: не просто учить детей, а доказывать необходимость обучения или, как говорят сами родители, практически заставлять учиться. 

Причины этого очевидны: всеобщая цифровизация, бесконечный поток информации, всевозможные гаджеты, обеспечивающие быстрое удовольствие и результат. И частый вопрос детей о том, зачем учиться, если всё уже есть в интернете, стоит только нажать кнопку, висит в воздухе. 

Как же пробудить в ребёнке желание учиться?

Секрет любого успешного обучения кажется на первый взгляд не таким и сложным. Это совокупность природных данных + внутреннее желание + усилия. Если с первой составляющей всё более менее в порядке, то для двух других нужна мотивация.

Мотивация с точки зрения психологии — это интеграция психофизических процессов, побуждающих к действию. У детей почти все психические процессы формируются естественным образом под влиянием окружающей среды.

Почему это так важно?

Образ жизни родителей и семьи в целом является основой для развития детей. Если в доме есть книги, но ребёнок не видит, что их читают, то не стоит ожидать от него любви к чтению. Постоянный фоновый шум в виде телевизора или мигающий монитор компьютера с запущенной игрой вредят мотивации не только учиться, но и гулять на улице.

Общие правила и стиль общения с ребёнком также влияют на познавательные потребности детей.

Есть известная пирамида потребностей психолога и основателя гуманистического подхода А. Маслоу, в которой познавательные потребности развиваются только после удовлетворения первых трёх: физиологических, эмоциональных и социальных.

А дальше многое зависит, конечно, от учителя, программы и т.д. Но и роль родителей в учебном процессе, особенно в начальной школе, одна из главных.

2 причины низкой успеваемости, кому НЕ подойдёт онлайн обучение и как мотивировать ребёнка учиться
Узнайте в закрытой рассылке нашей школы

Особенности формирования мотивации и волевой сферы

Мотивация бывает внешней и внутренней, устойчивой и неустойчивой. А также она может иметь векторность: направление “от” и “куда” (для чего-то).

Для детей до 10-12 лет мотивация чаще всего внешняя, неустойчивая и имеет направление “для”: для родителей, для оценок, для хорошего статуса в классе и т.д.

Дети хотят радовать своих родителей! Это естественный, эволюционно встроенный механизм развития. И от родительского отношения во многом будет зависеть, перейдёт ли начальная мотивация учиться, чтобы радовать родителей, в устойчивую и внутреннюю, для своего будущего и личной реализации.

Поэтому ваша похвала, искренняя радость стараниям и первым успехам ребёнка является лучшей мотивацией в начале учёбы.

По последним данным нейрофизиологии, за волю отвечает префронтальная часть головного мозга, развитие которой происходит до 25 лет. Это при условии постоянной её тренировки. Поэтому в психологическом смысле молодых людей до этого возраста можно считать ещё немного подростками. И точно не стоит ждать раннего самоопределения и осознанного выбора учиться даже от старшеклассника. 

Реализм в ожиданиях и конструктивная помощь

В идеале, конечно, не строить ожиданий по поводу успешности ребёнка. Классическая ситуация: в начальной школе ребёнок старается и учится на одни пятерки, а родители начинают воспринимать это как должное.

И на его случайные, но вполне хорошие четверки, морщатся или недовольно спрашивают: “А почему не пятерка?”.

Шанс развития внутренней устойчивой учебной мотивации в таком случае снижается. Лучшая реакция — это похвала за старание при хороших оценках и спокойное участие при посредственных.

И поощрение в виде геймификации на первых порах может стать вполне рабочим способом.

Как это можно применять в домашних условиях?

Вы можете вместе с ребёнком составить план подготовки к экзамену или алгоритм изучения какой-то темы, поделить домашнее задание и зафиксировать пройденные этапы (в случае с домашним заданием один выполненный урок можно отметить приятным перерывом).

Метод «маленьких шагов» хорошо подходит даже для рабочих проектов, а для детей это просто необходимо.

Можно устроить соревнования по чтению: кто быстрее прочитает и перескажет статью или книгу. Ещё вариант, который может стать ритуалом, — делиться друг с другом в конце дня или недели новыми событиями или новостями: что интересного для себя каждый узнал, что заметил, о чём размышлял за это время.

А в завершение устраивать маленькие семейные праздники, сюрпризы, совместные развлечения.

Игра и творческое мышление может помочь детям справляться с рутинными, закрепляющими новую тему заданиями. Предложите ребёнку представить себя в роли его любимого персонажа, например, Гарри Поттера, который с помощью заклинаний легко расправляется с примерами.

Ваше отношение к работе, обучению, школе и учителям

Известно, что на общее отношение к жизни влияют семейные и родительские установки и взгляды. Если родитель, собираясь на работу или приходя с неё, жалуется и относится к работе как к тяжёлой необходимости, то, как вы думаете, какое послание он транслирует своим детям?

Необходимо делиться с детьми своими делами и трудностями, но демонстрировать их как часть работы и любой деятельности. При этом важно не забывать проявлять заинтересованность своей работой и удовлетворение от неё.

Ваши критические замечания о школе, учебной программе и учителе также могут снижать желание учиться. Ребёнку сложно разобраться в таких противоречивых посланиях, когда сегодня родители заставляют учиться, а завтра выражают недовольство по поводу большого или сложного домашнего задания.

Позволяйте детям мечтать и хотеть большего

Причиной низкой учебной мотивации может быть и горький опыт пресечения каких-то желаний или мечтаний ребёнка, высказанных вслух. Вы можете не помнить, как в ответ на его идею о какой-то будущей счастливой жизни посмеялись или сказали, что для этого надо много учиться и работать, а ребёнок в тот момент погасил свою внутреннюю искорку.

Создавайте ситуации успешности и одобряйте

Даже выключенный за собой свет, добрая шутка, маленькая помощь по дому или с младшим братом могут стать поводом вашего одобрения.

Желательно интересоваться настроением ребёнка, его увлечениями, даже если это компьютерная игра или мультфильм. Когда ребёнок слышит вопросы про свои увлечения, хорошие слова про себя или простое одобрение своих действий, он убеждается в том, что родителю интересен он сам по себе, а не только его успеваемость.

Ребёнок начинает по-новому чувствовать свою значимость, понимает, что родители замечают много хорошего в нём. И только так, постепенно и искренне вкладываясь, можно укрепить свой родительский авторитет. А без него никуда.

Откажитесь от сравнений

Важно не сравнивать ребёнка ни с собой, ни с другими более успешными родственниками или одноклассниками. Наоборот, хорошо было бы как раз делиться своими детскими трудностями и способами их преодоления. Дети любят слушать, когда родители говорят об этом. А также они любят слушать рассказы о своём ещё более раннем детстве.

Здесь могут пригодиться конкретные примеры. Когда вы вспоминаете о том, что когда-то ваш ребёнок не умел кататься на велосипеде, читать или завязывать шнурки, но приложил усилия и научился, вы помогаете ему поверить в самого себя и в свои возможности.

А вслед за этим возвращаются желание делать уроки, становиться лучше, достигать большего.

“Мягкое подталкивание” — воздействие на бессознательное

Р. Талер, профессор поведенческой науки и экономики, описал метод, позволяющий улучшать “решения, касающиеся здоровья, благосостояния и счастья”, воздействуя на нейронные сети, недоступные для сознания. Маленький толчок со стороны окружающего мира способен повлиять на наше поведение, причём незаметно для нас самих.

Это может сработать намного эффективнее прямого принуждения. 

В рекламе и устройстве супермаркетов эти способы давно и широко используются. Вы знаете, зачем в крупных магазинах часто присутствует приятный музыкальный фон? Потому что при прослушивании музыки человек приходит в состояние изменённого сознания, а контроль и рациональное мышление ослабевают. 

Как использовать это в целях повышения мотивации учиться?

Например, вы можете:

  • оставлять в поле зрения ребёнка журналы и книги с яркими обложками и интересными названиями;
  • смотреть или слушать при ребёнке интересные передачи на общие познавательно-развлекательные темы;            
  • «случайно» найти какой-то милый рисунок или поделку вашего ребёнка и восхититься;                    
  • попросить помочь вам разобраться в каком-то мобильном приложении или компьютерной программе и тоже восхититься способностями ребёнка и т.д.


Используя личную переписку с ребёнком или семейный чат, можно обмениваться информацией на интересные и полезные темы.

Также хорошим приемом, воздействующим как на бессознательное, так и сознательное ребёнка, могут стать повторяющиеся позитивные фразы и утверждения (аффирмации). Наверняка каждый из вас вспомнит несколько таких закреплённых фраз, присказок из детства, которые сохранились в вашей памяти и в речи.

Если эти фразы вам помогают, вы можете смело передавать их детям. Если же очевидно, что их можно отнести к так называемым ограничивающим убеждениям, то придумайте новые.

Помогайте видеть практическую пользу знаний

Хорошо бы по возможности показывать детям ситуации, в которых они уже используют или могут использовать полученные знания.

При первых походах в магазин лучше давать наличные деньги, чтобы ребёнок смог сам посчитать стоимость покупки и сдачу.

В каких-то бытовых ситуациях или при знакомстве с новыми людьми вы можете приводить примеры характеров или типажей из литературных произведений, исторических персонажей.

И, конечно, простые навыки приготовления пищи дома, тем более в походных условиях, напрямую связаны как с физическими законами, так и с химией, ботаникой и др.

Ну что ж, подведём итоги того, как родители могут помогать своим детям использовать этот чудесный дар и делать осознанный выбор в пользу учёбы.

Способы поддержки и повышения учебной мотивации:

  • Создание благоприятной среды
  • Собственное позитивное отношение к обучению, школе и работе
  • Мягкое подталкивание 
  • Игровизация
  • Поощрение желаний и мечтаний 
  • Создание ситуаций успешности и одобрение
  • Отказ от сравнений
  • Аффирмации 
  • Практическая польза знаний

А если у ребёнка нет желания учиться из-за учителя?

Да, хороший вопрос. Спасибо, что задали его.

Ведь это очень важно. Важно всегда. Но особенно в начальной школе, когда ребёнок воспринимает учителя целостно и не отделяет профессиональные качества от личностных.

Если педагог не располагает к себе и не вызывает у ребёнка хотя бы чувство безопасности, то на уроках ребёнок будет находиться в хроническом стрессе.

Если ребёнок жалуется и рассказывает о негативных взаимоотношениях с учителем, то хорошим вариантом может быть переход в другой класс/школу. Можно также рассмотреть для себя домашнюю школу онлайн (семейное обучение). 

Как вы понимаете, различные онлайн-курсы для школьников не решат проблему со школьным учителем. Ребёнку всё равно придётся с ним взаимодействовать. Так что рабочих варианта всего два: 

  • переход в другой класс/школу;
  • тотальная смена формата (переход на семейное обучение онлайн).
Пора ли переводить на семейное обучение?
Пройдите специальный тест и узнайте нужно ли забирать ребёнка из школы

Ну и в заключение

Конечно, можно было бы зафиналить всё каким-то красивым выводом. Но смысл? Всё уже и так сказано.

Поэтому просто дадим совет: 

Если ваш ребёнок потерял интерес к учёбе, просто возвращайтесь, чтобы перечитать эту статью 😉

4 шага к переходу на семейное обучение. Пошаговое руководство + шаблоны документов