Как перестать кричать на ребёнка во время выполнения уроков: советы психолога

Если ваш вопрос звучит иначе, а именно “Как заставить ребёнка делать уроки без скандалов?”, то тоже присоединяйтесь. Здесь вы получите ответ и на него.
То, что может происходить в семье, когда ребёнок садится за уроки, уже давно стало темой комедийных миниатюр. Но так ли это весело на самом деле?
К сожалению, нет. Если отбросить актёрские данные комедиантов и смех в зале, то получится ровно то, что происходит в жизни, а не на сцене.
Вечер. Ребёнок уже два часа сидит над математикой (например). Вы всё это время “сидите” над ребёнком. Вас это начинает слегка раздражать. Проходит ещё один час. Вы раздражаетесь уже не слегка. Ваш голос становится громче. Атмосфера накаляется. Ребёнок замыкается в себе. Уроки так и не сделаны. Пошёл четвёртый час.
Знакомо?
Вот вам ещё картинка в тему. К ней только музыки не хватает из какого-нибудь артхаусного кино.

Наверняка эти мама и папа искренне хотели не нервничать, делая уроки со своим ребёнком. Но что-то пошло не так.
А ведь действительно трудно сдержаться
Многие родители, помогая детям с домашними заданиями, сталкиваются с серьёзными препятствиями…
1. Усталость после работы;
2. Стресс, спонсор которого сама жизнь;
3. Детская медлительность и невнимательность;
Эти пункты не требуют дополнений. Тут всё вроде бы очевидно. Особенно если вы читаете эту статью после трудной рабочей смены. А вот следующие четыре причины для вечерних криков над учебниками распишем подробнее.
4. Перфекционизм: желание, чтобы ребёнок сделал всё идеально. Просто потому что потому. В семье так заведено. В доме — ни одной пылинки, ни одной соринки, а при выполнении домашки — ни одной заминки, ни одной “тупинки”.
5. Высокие ожидания и давление. Родители нередко проецируют на ребёнка свои амбиции (чаще всего нереализованные) или страхи, ожидая от него безупречных результатов. Если же ребёнок эти результаты не показывает, напряжение нарастает. А если ещё и перфекционизм из предыдущего пункта не чужд родителям, то вероятность сорваться на крик увеличивается вдвое.
6. Сложности с объяснением материала и ощущение беспомощности из-за того, что объясняешь одно и то же несколько раз, а ребёнок всё равно не понимает. Иногда родителям сложно завернуть свои знания в простую и понятную для детей форму. Это явление называется «проклятие знания». Оно возникает, когда взрослый считает тему очевидной, но для ребёнка она кажется запутанной и непонятной. Особенно если он с ней впервые столкнулся.
7. Дефицит витаминов и минералов. Недостаток витаминов группы B, витамина D, магния или железа может усиливать раздражительность и снижать способность справляться со стрессом. Это особенно актуально при несбалансированном питании, а также для россиян, живущих в регионах с недостатком солнечного света, где дефицит витамина D встречается чаще.
Всё вышеперечисленное приводит к родительскому раздражению, которое выливается в крик или даже истерику. Но такое поведение — плохой помощник. Оно только усиливает напряжение и снижает мотивацию ребёнка.
Ниже мы разберём, как научиться сохранять спокойствие, чтобы выполнение домашнего задания было максимально комфортным. Причём комфортным для всех: ребёнка, родителей и жильцов ближайших квартир. Да, они тоже вряд ли в восторге от соседских истерик из-за учёбы.
3 шага к тому, чтобы делать домашние задания с ребёнком без криков
Шаг 1. Определите свою роль

Если у вас есть педагогическое образование и/или знания в определённой области, то вы можете занять позицию учителя. Если же нет ни знания предмета, ни навыков преподавания, то лучшая роль, которая подойдёт, — это наставник. Понимающий, уравновешенный, поддерживающий.
Ещё одна роль, которую чаще всего занимают родители — это контролёр или оценщик. Эти роли тоже важны, но вы можете их принять только совместно с ролью наставника.
Шаг 2. Поймите своего ребёнка

Например, если уже есть предметы, которые вызывают затруднения, вы договариваетесь заранее, что эти уроки ребёнок будет выполнять в первую очередь, при необходимости прибегая к вашей помощи.
Или вы уже знаете, что ваш ребёнок очень активный и неусидчивый. Тогда ваша задача — помочь распределить время на достаточно короткие, но интенсивные промежутки для выполнения домашнего задания.
❗️Если активность и неусидчивость — типичное состояние вашего ребёнка, то обязательно обратите внимание на возможный СДВГ. Снижение концентрации внимания у детей и взрослых — это глобальная проблема XXI века.
Около 5–7% детей имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который проявляется в трудностях с концентрацией, импульсивностью или гиперактивностью.

Признаки СДВГ: ребёнок постоянно отвлекается, не может усидеть на месте, забывает инструкции или теряет вещи. Если вы подозреваете СДВГ, обратитесь к детскому психологу или неврологу для диагностики.
Для детей с СДВГ лучше всего подходят структурированные задания, чёткие инструкции и игровые элементы. Например, используйте приложения вроде «Forest», где ребёнок «выращивает дерево», пока работает над уроками, или предложите соревнование «кто быстрее решит 5 примеров», чтобы повысить вовлечённость.
- Ещё частая история, когда у родителя и ребёнка разные темпераменты, скорость мышления и т.д. В такой ситуации родителю действительно очень сложно понять затруднения школьника.
Например, если вы быстро соображаете, а ребёнок думает медленно, это может вызывать раздражение. Психологи, такие как Дэниел Сигел, подчёркивают, что несоответствие темпов приводит к конфликтам.
Попробуйте замедлиться: объясняйте материал небольшими порциями, задавайте наводящие вопросы («Как ты думаешь, какой будет следующий шаг?») и хвалите за усилия, а не за скорость.
Что касается темперамента, то, например, родителям-холерикам свойственно считать ребёнка-флегматика чересчур “плавным” и медленным.
Начинается эмоциональная неадекватная реакция в виде повышения голоса. Ребёнок, который всецело зависит от родителя, воспринимает его крик как угрозу. А в ситуации угрозы наш мозг переключается на один из трёх режимов: беги, замри или напади.
Как вы понимаете, напасть и убежать ребёнок не может, поэтому чаще всего дети «замирают» или, как говорят в народе, «тормозят». Именно это состояние зачастую доводит родителей до крика и бешенства.
Запомните! Ваш ребёнок не тупит. В ситуации стресса у него включаются естественные защитные реакции организма! Это похоже на анабиоз, некое впадение в спячку на психологическом и ментальном уровне.
Поэтому кричать, во-первых, бесполезно, во-вторых, вредно для психики и мозга вашего ребёнка.
❗️ Ещё один важный момент: ребёнок может просто не понимать тему или вообще не хотеть учиться. Слабая школа, слабый учитель, плохо объясняют материал, скучно, неинтересно, конфликты с одноклассниками — вот лишь часть причин, по которым ребёнок воспринимает школу и всё, что с ней связано, как каторгу. Один из выходов — найти репетитора или онлайн-школу для детей.
Пройдите тест «Как понять, что вам нужно забирать ребёнка из школы?» + получите инструкцию по переходу на обучение онлайн в нашем телеграм-боте.
Пройти тест
Если ребёнок систематически не понимает материал, это может быть связано не с ленью или тотальным нежеланием учиться, а с недугами.
Согласно данным Национального института здоровья США (2022), 5–10% детей имеют специфические трудности в обучении, такие как дислексия (затруднения с чтением и письмом) или дискалькулия (проблемы с математикой).
Обратите внимание на признаки: ребёнок путает буквы, медленно читает или не может запомнить таблицу умножения даже после многократных повторений.
В этом случае поговорите с учителем, чтобы узнать, как ребёнок ведёт себя в классе, и при необходимости обратитесь к логопеду, нейропсихологу или офтальмологу.
Шаг 3. Помогите себе

Если вы знаете, что склонны срываться, то дайте себе хотя бы 5 минут для создания позитивного настроя. Выпейте воды или чая, спокойно подышите, поговорите с собой примерно так:
«Я люблю своего ребёнка, и именно поэтому я занимаюсь с ним. Мой крик разрушает его психику и вредит нашим отношениям. И я буду сожалеть об этом. Сегодня, как только я начну злиться, я остановлюсь и вспомню, почему я с ним занимаюсь, затем сделаю паузу, чтобы успокоиться».
Некоторым родителям помогает представлять себя в роли няни или репетитора, тогда эмоциональное напряжение спадает. Также вы можете найти для себя способы поддержки уравновешенного состояния: медитация, йога, спорт, музыка и т.д.
Короткое и честное заключение
Делать уроки с ребёнком без собственных истерик — это непросто и не сразу. Так что будьте готовы к тому, что работа над собой потребует какого-то времени. Но это стоит того. Ведь на кону ваши здоровые нервы и доброжелательная атмосфера в семье. Именно поэтому стоит приложить немного усилий.